Условия охраны здоровья обучающихся
Одним из приоритетных направлений работы школы-интерната является создание условий для охраны и укрепления здоровья учеников.
В школе создана оздоровительная инфраструктура: работают медицинский кабинет, кабинет педагога-психолога, тренажерный залы, оформлены «зеленые зоны» из цветочных композиций в коридорах и фойе школы, организовано горячее питание обучающихся.
Образовательное учреждение несет в соответствии с законом «Об образовании» (статья 32) ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также обязательство создать в образовательном учреждении необходимые условия для работы медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Документом, определяющим гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, организации медицинского обеспечения учащихся, являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02 от 28 ноября 2002 г.).
Медицинское обслуживание в школе осуществляют медицинские сестры:
Бояркина Наталья Павловна,
Гуриева Ольга Ивановна,
Кошечкина Зинаида Александровна
Часы работы: ежедневно с 8-30 — 20-30 без выходных
Школа при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья учащихся, в том числе обеспечивает:
- текущий контроль за состоянием здоровья учащихся;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в РФ;
- соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- расследование и учет несчастных случаев с учащимися во время пребывания в организации в порядке, установленном законодательством РФ.
Психолого – педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и включает в себя:
- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися;
- комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; помощь обучающимся в профориентации, получение профессии и социальной адаптации.
В школе, имеется система видеонаблюдения и система ограничения доступа посторонних лиц.
Охрана здоровья учащихся в ГОУ «Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат» осуществляется по следующим направлениям:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья:
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет.
Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10.
2) организация питания учащихся: Примерное 10дневное меню
Сбалансированное питание школьников — необходимое условие гармоничного роста, физического развития, работоспособности и успешного обучения детей и подростков. В школьной столовой созданы все необходимые условия для организации горячего питания обучающихся.
Имеется помещение столовой для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил. Учащиеся школы обеспечиваются организованным горячим питанием. При формировании рациона питания детей и подростков в приготовлении пищи соблюдаются основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:
- соответствие энергетической ценности рациона возрастными и физиологическими потребностями детей и подростков;
- обеспечение в рационе сбалансированности основных пищевых веществ в граммах;
- восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счёт корректировки рецептур и использовании обогащённых продуктов;
- технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;
- соблюдение оптимального режима питания и распределения суточного рациона по отдельным приёмам пищи в течение дня
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул:
При организации учебного процесса соблюдаются санитарные нормы, предъявляемые к его организации: объем нагрузки в часах, время на самостоятельную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей в двигательной активности. В своей профессиональной деятельности педагоги школы учитывают возрастные возможности учащихся и их индивидуальные особенности. Учет индивидуальных особенностей развития учащихся осуществляется посредством распределения учащихся по группам здоровья на занятиях физкультурой, ведения занятий по ОФП, логопедических занятий, индивидуально-групповых занятий, консультаций по предметам. Неукоснительно соблюдаются санитарные нормы в части организации образовательного процесса, что отражено в учебном плане и расписании занятий, соблюдается режим учебы и отдыха: при составлении расписания учитывается предельно допустимая учебная нагрузка; в школе проводятся 2-3 урока физкультуры в неделю. При соответствующей погоде уроки физкультуры проводятся на улице.
4) пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда:
В целях оздоровления и профилактики заболеваний детей осуществляется совместная деятельность с ООО «Олимп» дети посещают бассейн
Для организации эффективной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, безопасности жизнедеятельности ежегодно проводятся мероприятия с отделом ГИБДД ОВД по Борзинскому району, инспекцией ПДН ЛОВД станции Борзя, пожарной частью Борзинского района, Госпожнадзором.
В школе работает ИБЦ, в фондах которого имеется научно-публицистическая, научно- методическая, детская литература по вопросам здоровьесбережения.
Классными руководителями проводятся классные часы, Уроки Здоровья, беседы с учащимися по здоровьесбережению.
5) организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом:
Средством реализации данного направления являются: уроки физической культуры, объединения дополнительного образования спортивного направления, спортивные игры, эстафеты, физкультминутки на уроках, проведение месячников безопасности, защиты детей.
В школе организовано взаимодействие с правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения.
6) прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации:
Для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний в школе функционирует медицинский кабинет. В медицинском кабинете медсестра школы проводит иммунизацию, профилактические осмотры. Диспансеризация учащихся проводится с привлечением специалистов из ГУЗ «Борзинская ЦРБ»
7) профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ:
Благодаря службе социально-психологической поддержки в школе-интернате создана безопасная поддерживающая среда: благоприятный психологический климат, обучающиеся вовлечены во внеурочную деятельность и системы дополнительного образования. В школе реализуются профилактические программы: «Разговор о правильном питании», «Не преступи черту».
Также в школе проходят тематические мероприятия, классные часы, анкетирование по выявлению факторов риска распространения психоактивных веществ и его оценка.
8) обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность:
Коллектив школы-интерната уделяет большое внимание обеспечению безопасной среды пребывания всех участников образовательных отношений, что обеспечивается наличием программы комплексной безопасности, а также планами работы по противопожарной безопасности, предупреждению и пресечению терактов, по обучению поведению в чрезвычайных ситуациях и др. Школа для обеспечения безопасности располагает:
- необходимыми первичными средствами пожаротушения;
- системой видеонаблюдения;
- ограждением по периметру территории школы;
- охранной и противопожарной сигнализацией;
- осуществляется круглосуточная охрана школы.
Состояние и содержание территории, здания, оборудования соответствуют требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.
Учебные кабинеты оснащены естественной и искусственной освещенностью, воздушно- тепловым режимом, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарно – гигиенических правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
Преподаватели школы при использовании технических средств обучения, ИКТ соблюдают здоровьесберегающий режим, учитывают требования санитарных правил. Использование в повседневной воспитательной работе рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний.
В школе работают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с учащимися: преподаватели физической культуры, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед. Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни учащихся. Отслеживание динамики показателей здоровья учащихся, включение этих сведений в ежегодный отчет. Проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности учащихся, родителей комплексностью и системностью работы школы по сохранению и укреплению здоровья, а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.
9) профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность:
Учителя биологии, информатики, физкультуры, технологии, СБО включают элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал, проводят инструктажи. Классные руководители проводят беседы и инструктажи по правилам поведения с учащимися. Основная мера предупреждения травм в школе — это привитие учащимся дисциплинированного поведения, прочных навыков осмотрительности. Вопросы об условиях охраны здоровья учащихся рассматриваются на совещании при директоре, производственных совещаниях, родительских собраниях.
Для оказания доврачебной медицинской помощи учащимся в школе функционирует медицинский кабинет.
Главным в реализации данного направления является создание организационно-педагогических условий для здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы. Реализация данной деятельности направлена на формирование у участников учебно-воспитательного процесса культуры отношения к своему здоровью, которая включает в себя:
- культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
- культуру физическую,
- культуру психологическую,
- культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Работа по данному направлению предполагает обеспечение учащихся определенными знаниями о здоровом образе жизни, освоение практических навыков, умений поддержания и укрепления собственного здоровья, уменьшение численности учащихся, склонных к вредным привычкам, формирование активной жизненной здоровьетворческой позиции, активное сотрудничество с родителями и общественностью
Основные обязанности медицинской службы:
Первичная профилактика
- Контроль за санитарно-гигиеническими условиями в школе (состояние учебных классов, мастерских, температурного и питьевого режимов и т.д.).
- Контроль и организация методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса.
Питание
- Контроль за составлением фактического питания и анализ качества питания.
- Санитарно-гигиеническое состояние пищеблока.
- Бракераж готовой продукции.
Организация медицинского обеспечения детей
- Организация профилактических осмотров.
- Организация консультативной помощи.
- Анализ состояния здоровья детей.
- Антропометрия детей, определение остроты слуха, зрения.
- Осмотр детей на педикулез и кожные заболевания.
- Организация повышения квалификации.
Иммунопрофилактика
- Планирование и анализ вакцинации.
- Осмотр перед прививкой.
- Вакцинация.
- Контроль за состоянием здоровья после прививки.
Диспансеризация
- Проведение углубленных профилактических осмотров (1, 5, 9-11 классов). Сведения о результатах медицинских осмотров доводятся до родителей учащихся через классных руководителей.
- Рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья.
- Распределение на медицинские группы для занятий физической культурой, оценка физической подготовленности детей.
- Контроль за выполнением назначенных оздоровительных мероприятий.
- Врачебно-профессиональная консультация.
Гигиеническое воспитание
- Проведение санитарно-просветительной работы.
- Подготовка санитарных постов из числа учащихся для проведения:
— массовых школьных мероприятий;
— контроля за санитарным состоянием классных комнат.